В современных условиях терроризм — масштабное и распространенное социально-политическое явление, которое обусловлено самыми различными противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным сферам жизни последнего; он имеет весьма сложное содержание и разветвленную систему форм, затрагивая в первую очередь область политических отношений на различных ее уровнях — на межгосударственном, межнациональном, классовом, групповом.

Как социальное явление терроризм многопланов. Он включает такие основные элементы, как экстремистская, террористическая идеология, соответствующие организации для осуществления политического насилия в форме террористических проявлений, а также практика террористических действий (или собственно террористическая деятельность).

Террористическая идеология может быть присуща различным участникам политических отношений: государствам, партиям, общественно-политическим движениям, организациям, группам. В наиболее общем плане к основным видам такого рода идеологии относятся идеология неоколониализма и внешнеполитической экспансии, неофашистская и ультрареволюционная идеологии, радикальная националистическая и расистская идеологии и др. Идейно-политические обоснования использования террора как метода политической борьбы и основные установки по его применению содержатся, как показывает современная теория и практика терроризма, либо в более общих идеологических концепциях тех или иных участников политических отношений (политических движений, партий и т. п.), либо в собственно террористических теориях (например, концепция «городских партизан»).

Как социально-политическое явление терроризм обусловлен процессами, происходящими в обществе, и в первую очередь противоречиями в различных его областях (в области экономических, социальных, политических, межнациональных, меконфессиональных и других отношений). На возникновении и развитии терроризма сказываются как долговременные общественные противоречия, так и быстро преходящие явления общественной жизни.

Среди различного рода условий, которые характеризуют развитие той или иной страны или региона, могут быть выделены те условия (факторы), которые либо обусловливают возникновение и существование терроризма (большая острота, непримиримость межгосударственных или внутренних — в той или иной стране, ее части противоречий; колониализм и его рудименты как система политического, национального и социального угнетения; угроза господствующему положению в обществе тех или иных социальных групп и др.), либо благоприятствуют ему (неэффективность международной или внутригосударственной системы борьбы с преступностью, с терроризмом; низкая политическая и правовая культура населения; распространение идеологии насилия как метода решения общественных проблем; ухудшение межгосударственных отношений и рост социальной напряженности и т. п.).

Имея политическую направленность, существуя в сфере политических отношений, терроризм обслуживает интересы тех или других социальных сил к организаций в их борьбе за власть, за ослабление позиций своих политических противников и укрепление собственных позиций, при этом он используется для достижения как стратегических, так и тактических целей.

Как одно из явлений политической борьбы терроризм отличают конспиративный образ действий его субъектов, их высоко секретный статус (при принадлежности — к государственным органам) и нелегальное или, полулегальное положение (при принадлежности к негосударственным организациям).

Терроризм относится к той области политической борьбы, которая предполагает использование насильственных форм и методов, осуждаемых правом или общественной моралью, и характеризуется как разновидность политического экстремизма.

Политический экстремизм — явление общественной жизни, свойственное не только современному этапу развития человечества, оно существует со времени возникновения политической власти и политической борьбы. Политический экстремизм представляет собой систему крайних — с точки зрения общества — взглядов и действий, направленных на удовлетворение политических интересов отдельных социальных групп: классов, этнических групп, политических движений, партий, группирований. Характерный признак политического экстремизма — нелегитимное использование насилия в различных формах как основного метода политической борьбы.

Будучи относительно цельной и самостоятельной подсистемой в общей схеме политической борьбы, политический экстремизм предполагает выработку и распространение взглядов и концепций, оправдывающих применение насилия для достижения различных политических целей, формирование политизированных структур для осуществления насильственных актов и саму практику их использования для решения тех или иных задач политической борьбы.

Политический экстремизм как явление, выражающее интересы различных социальных сил в сложных условиях политической борьбы в обществе, имеет разнообразные объекты воздействия. Главным среди них является политическая организация тех социальных сил, против которых ведется борьба. Это, например, может быть политическая система общества, против которой выступают те или иные политические экстремистские силы, существующий в обществе правопорядок, государство, его политика и т. п. К числу объектов политического экстремизма могут относиться также противостоящие партии, движения, общественно-политические организации и т. д.

Объектами политического экстремизма нередко выступают иностранные государства и их организации, а также международные организации, международный правопорядок и безопасность.

Цели и задачи политического экстремизма реализуются посредством применения широкого круга методов в целях оказания насильственного воздействия. К ним относятся методы организационного характера, физического и морально-психологического воздействия, а также методы пропагандистского влияния.

Для политического экстремизма в современных условиях характерно распространение в широких слоях населения, обращение к насилию как методу политической борьбы многих политических движений, партий и организаций самых различных направлений.

Современная практика политического экстремизма характеризуется широким применением его особо острых насильственных уголовно наказуемых форм и методов (уничтожение и устрашение политических противников, разрушение их политических структур и материальных объектов и т. п.), что наблюдается практически во всех районах мира — за немногими исключениями — и стало отличительной особенностью политической обстановки и в странах СНГ.

Вместе с тем современному политическому экстремизму свойственна практика использования таких форм, которые рассчитаны на вовлечение в акции политического насилия значительных масс населения для оказания силового давления на противоборствующую сторону (например, на государственные органы власти и управления с целью демонстративного осуждения их решений или требования изменения последних, на противостоящие политические движения и партии в целях уменьшения их влияния, срыва проводимых ими мероприятий и т. п.).

Центральное место в системе политического экстремизма занимает терроризм. Он является одной из наиболее опасных для общества разновидностей политического экстремизма, поскольку в отличие от других разновидностей нанесения ущерба жизни и здоровью людей и их устрашения сознательно рассматривается в качестве необходимого условия достижения преследуемых террористами политических целей. При этом речь может идти как об отдельных конкретных личностях (государственные и общественные деятели, представители власти и т. п.), так и о других лицах или неопределенном их множестве.

К терроризму достаточно близки и некоторые другие разновидности политического экстремизма, которые при определенных условиях могут даже сопровождаться актами терроризма либо перерастать в них. Однако каждая из этих разновидностей имеет свою специфику, которая обусловливает определенные особенности и формы противодействия им.

В связи с этим необходимо четко представлять, что наряду с терроризмом (предполагающим ослабление и подрыв политической власти, политических противников, затруднение их деятельности посредством совершения насильственных посягательств на жизнь и здоровье людей, их безопасность) аналогичные в конечном счете цели могут увязываться с насильственными актами, непосредственно направленными против существующих государственных институтов, политических организаций и учреждений путем их ликвидации, захвата и разгрома (и т. п.) или оказания на них силового давления (блокирование, воспрепятствование их деятельности, выдвижение ультиматумов и др.).

Понятие терроризма как социально-политического явления тесно связано с рядом других понятий, характеризующих отдельные стороны или проявления терроризма. К ним относятся: «террор», «террористическая деятельность», «террористическая акция» (действие) и др.

Террор обычно понимается как метод политической борьбы, предполагающий применение насилия для достижения политических целей и связанный с устрашением населения или отдельных лиц. При этом насилие направлено непосредственно на представителей политических противников или мирное население, а в конечном счете — на политическую организацию этих противников. Данный метод предусматривает: 1) лишение жизни, причинение ущерба здоровью, ограничение свободы и нанесение вреда собственности (или их угроза) первой группе объектов; 2) ослабление, дезорганизацию, ликвидацию второй группы объектов или создание неблагоприятных условий для их существования посредством вынуждения своих противников к выгодным террористам решениям.

Террористическая деятельность — это практическая сторона терроризма, представляющая собой систему взаимосвязанных политически мотивированных насильственных акций (действий), подчиненных общим политическим целям субъектов терроризма, целенаправленно управляемых ими; они проявляются в лишении жизни, нанесении ущерба здоровью и собственности, а также ограничении свободы отдельных лиц или групп (либо в угрозе наступления таких последствий) и используются для побуждения, таким образом, государственных органов, международных и национальных организаций и отдельных лиц к принятию решений, отвечающих политическим интересам террористов.

Террористическая акция представляет собой политически мотивированное, конспиративно организованное насильственное действие (комплекс действий), направленное на решение конкретной политической задачи (демонстрация отношения к тем или иным политическим противникам, подтверждение своей активности и т. п.); оно выражается в применении отдельных форм террористической деятельности (убийство политического деятеля, угон воздушного судна, захват заложников и др.), осуществляется группой (или группами) террористов или одиночным исполнителем и подчинено более отдаленным целям субъектов терроризма (дестабилизация внутриполитической обстановки, возбуждение недовольства существующим политическим режимом и т. д.).

Повышенная общественная опасность терроризма обусловливает признание основных его проявлений международным сообществом и законодательством многих стран противоправными, преступными деяниями. Терроризм как явление в целом подвергся острой негативной оценке еще со стороны Лиги Наций; в последующем он осужден в ряде резолюций и других актов Генеральной ассамблеи (ГА).

ООН. В докладе Комитета экспертов Лиги Наций и принятой на его основе конвенции «О предупреждении и наказании терроризма» от 16 октября 1937 года указывалось, что терроризм является «преступным действием, направленным против государств, цель и характер которого состоит в том, чтобы вызвать ужас среди определенных лиц или среди населения». В последующем, особенно в 70-е годы, был принят ряд резолюций ГА ООН и заключен ряд международных договоров об осуждении терроризма и борьбе с отдельными его формами. Например, Конвенция о борьбе и наказаниях похитителей воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (1973), Международная конвенция по борьбе с захватом заложников (1979 год), конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства (1988) и др.

В Заключительном акте Мадридской встречи стран-участниц СБСЕ (1980) отмечалось, что государства-участники осуждают терроризм, в том числе терроризм в международных отношениях, ставящий под угрозу или отнимающий жизнь совершенно невинных людей или иным образом подвергающий опасности права человека и его основные свободы, и подчеркивают необходимость принять решительные меры для борьбы с ним. На Венской встрече государств-участников СБСЕ (1989) был принят документ, в котором осуждаются как преступления все акты, методы и практика терроризма, независимо от того, где и кем они совершены.

В Законодательстве СССР, а затем стран СНГ также была отмечена повышенная общественная опасность терроризма. Не давая общей правовой оценки этого явления, оно рассматривало как уголовно наказуемые деяния многие его проявления. В частности, УК РСФСР часть этих проявлений квалифицирует как отдельные виды особо опасных государственных преступлений (ст. 66, 67, 701 УК РСФСР) или общеуголовных преступлений (ст. 1261,2132,2133 и др. УК РСФСР). Правовое регулирование борьбы с терроризмом в российском законодательстве нельзя признать вполне удовлетворительным (неполнота охвата всех основных проявлений терроризма, отнесение некоторых из них к общеуголовным составам преступлений и т. д.), оно требует совершенствования. Однако в целом оно представляет собой необходимую правовую основу для активного участия органов безопасности в борьбе с терроризмом в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − пять =

679125,Дальневосточный федеральный округ, Еврейская автономная область, Облученский муниципальный район, п. Известковый, ул. Железнодорожная, 7


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Известковый» © 2018. Все Права Защищены.