Подготовила: музыкальный руководитель Инна Владимировна Ларионова
«Птички и кошка»
для детей 3-4 лет
Задачи. Развивать у детей слуховое внимание, музыкальную творческую фантазию, умение двигаться и интонировать звуки птичьего писка в соответствии со словами стихотворения.
Игровые правила. Бегающие врассыпную по комнате дети-птички поют песенку «чив-чив-чив» после слов «весело скакали, песню напевали» и улетают только после слов «берегись, мяу!» Каждая птичка должна сесть в свое гнездышко.
Игровые действия. Бег врассыпную, поиск своего гнездышка, исполнение песенки птичек, имитация движений летающих птичек.
Ход игры.
Музыкальный руководитель, обращаясь к детям, говорит:
-Посмотрите, какие у меня усищи и хвост. Я буду кошкой, а вы птичками. Вы будите летать, прыгать на полянке и петь песенку (указывает на середину комнаты)
Слова Движения
Прилетели птички, дети — птички летают,
Птички-невелички,
Весело скакали, прыгают
Песню напевали. Поют: «чив-чив-чив.
Музыкальный руководитель выходит мягкой походкой в центр зала и ласково мяукает, помахивая хвостом
-Кошечка по улице на цыпочках гуляет, маленького птенчика поймать она мечтает. Берегись, мяу!
Дети птички убегают от кошки. При повторении игры дети произносят слова вместе с музыкальным руководителем.
«Где мои детки?»
для детей 3-4 лет
Цель игры: Развитие звуковысотного слуха.
Задачи: развивать у детей слуховое внимание, музыкальную творческую фантазию, воображение.
Оборудование: Четыре большие карточки, где изображены: курица, утка, гусь и птица.
Маленькие карточки, где изображены: цыплята, утята, гусята и птенчики в клетке.
Ход игры:
Музыкальный руководитель: Ребята, вы хотите поиграть в интересную игру?
Дети: да
Музыкальный руководитель: тогда послушайте рассказ: «в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались.
Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показываю картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря – кря».
Музыкальный руководитель: детки, у кого карточки утят, где же наши утята?
Дети: «Кря – кря, мы здесь».
Музыкальный руководитель: (показываю картинку гуся) «Где мои гусята?» Га-га-га.
Дети: вот мы, га-га-га
Музыкальный руководитель: А где же мои цыплята,милые ребята? Цып-цып-цып
Дети: мы здесь.
Музыкальный руководитель: «А где же мои птенчики? Пти-пти-пти.»
Дети: «пти-пти-пти, мы здесь»
Музыкальный руководитель: Молодцы какие детки, все нашлись, никто не потерялся.
Разминка
Цель: Организация детей перед занятием.
Материалы и оборудование: Без предметов
Ход игры: Дети сидят на стульчиках и поют вместе с воспитателем.
Похлопаем в ладоши, похлопаем немножко,
Похлопаем в ладоши. Очень хорошо (повторить 2 раза)
(Все хлопают перед грудью, не раскачивая руками)
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
И пальчики попляшут у маленьких ребят.
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики все равненько сидят.
Вращают кистями, медленно поднимают обе руки вверх, и постепенно опуская их до уровня груди.
Тук – тук молотком, мы построим птичкам дом.
Тук – тук молотком, поселяйтесь, птички, в нем! (повторить 2 раза)
Стучат правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.
Бум — бум барабан, что за шум и тарарам?
Бум — бум барабан, просыпайтесь по утрам! (повторить 2 раза)
Стучат попеременно по коленям.
Ду-ду- ду, ду-ду- ду – вот какая дудочка!
Ду-ду- ду, ду-ду- ду – вот такая дудочка! (повторить 2 раза)
Имитируют игру на дудке.
По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку (повторить 2 раза)
Произносят шепотом, медленно; ладонями по переменно касаясь колен.
И быстренько, и быстренько 4-6 раз
Быстро хлопают попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.
В конце все говорят «И приехали!» слегка наклоняют голову.
«Двигаться — отдыхать»
для детей 3-4 лет
Цель: Выявить умение детей двигаться в соответствии с контрастными изменениями в музыкальном сопровождении (марш, бег, подпрыгивание, состояние покоя).
Материалы и оборудование: Магнитофон
Ход игры.
Педагог предлагает детям внимательно слушать музыку и в соответствии с ее характером выполнять движения. Звучит музыкальный фрагмент марша — дети энергично шагают, на спокойную музыку — дети приседают на корточки и подкладывают ладони под щеку, отдыхают. Когда звучит веселая, легкая музыка — дети весело, легко бегут на носочках друг за другом, вновь звучит спокойная музыка — дети отдыхают. Затем раздается игривая музыка — дети подпрыгивают на месте. Игру повторяют несколько раз.
Значение музыкальной игры для дошкольника
Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:
Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальных игр закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.
Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение
«Кошка — мышки»
для детей 3-4 лет
Цель: Учить переключению внимания с метрического акцента на ровные длительности восьмых в двухдольном размере.
Материалы и оборудование: Колокольчики, изображение кошки и мышек на голову детям, магнитофон.
Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:
Мышки, мышки тихо вы сидите!
По порядку буду звать.
Осторожно выходите,
В колокольчик позвените.
«Кошка» — ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.
«Прогулка»
для детей 3-х лет
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование: Музыкальные молоточки
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку: «Вот мы спускаемся по лестнице» — педагог медленно ударяет по ладони, дети повторяют тот же ритм.
«А теперь мы вышли на улицу – светит солнышко, мы обрадовались и побежали. Вот так!» — частые удары.
И т. д. смена ритма
«К нам пришли гости»
для детей 2-3 лет
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование: игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры:
Воспитатель говорит что к ним пришли гости и предлагает ребенку сыграть на определенном инструменте.
На пример: «Варя, сыграй мне на бубне, а я попляшу». Варя медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя медленно переступает с ноги на ногу.
И т.д.
«Что делают дети?»
для детей 3-4 лет
Цель: Развитие чувства ритма
Материалы и оборудование: Карточки по числу играющих, на которых изображены дети (они поют, маршируют, спят, вторая половина пустая).
Ход игры:
Детям раздаются по одной карточке. Детям проигрывается знакомое музыкальное произведение (которое знают дети).
Тот, кто узнал произведение, подымает карточку.
«Саночки»
для детей 2-3 лет
Цель: Ориентировка в пространстве, не наталкиваться друг на друга, слышать темп музыки.
Материалы и оборудование: магнитофон, записи.
Ход игры:
Дети выбирают себе пару (становятся друг за другом) и катают друг друга на «саночках». Тот, кто стоит впереди, подает ручки ребенку (протягивает их за спину, стоящему сзади. Потом дети меняются местами.
«Игра в имена»
3-4 лет
Цель: Работа над развитием ритмического слуха.
Материалы и оборудование: Бубен.
Ход игры:
Воспитатель называет свое имя. Прохлопывает по слогам в ладоши и на бубне. Предлагает желающим детям проделать то же самое, называя свое имя.
«Прятки»
для детей 4-5 лет
Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Формировать внимание и выдержку (не обнаруживать раньше времени).
Материалы и оборудование: Платочки, магнитофон. Запись «Пойду ль я, выйду ль я», р. н. м. Игрушка.
Ход игры:
Произвольная пляска с использованием знакомых движений. Дети пляшут, размахивают платочки, с окончанием музыки присаживаются на корточки и прячутся за платочки, держа их за верхние уголки. Воспитатель берет в руки игрушку, ходит по залу и поет (на мелодию р. н. п. «Во саду ли, в огороде»):
Я по комнате хожу, деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти,
Где же деток мне найти?
Дети, вы где? Ау!
Дети отзываются: «Мы здесь!», взмахивают платочками и пляшут, кто как хочет. Игру можно повторить.
«Тики — так»
для детей 2-3 лет
Цель: Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, развивать память.
Ход игры:
Педагог показывает детям упражнение. Начинать игру можно медленно, постепенно ускоряя темп.
Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение:
(произносит высоким голосом)
Тики – так, тики – так, Указательные пальцы подняты вверх
Так ходики стучат. и ритмично покачивают ими вправо – влево.
(произносит средним голосом)
Туки – так, туки – так, Пальцы обеих рук широко раздвинуты, ладони прижать друг к другу,
Так колеса стучат. выполнять скользящие движения пальцами от себя, к себе не отрывая
ладоней друг от друга.
(произносит низким голосом)
Туки – ток, туки – ток, Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Так стучит молоток.
«Овечки»
для детей 2-3 лет
Цель: Развивать память, речевую активность детей.
Ход игры: На лугу стоят овечки. Указательные пальчики приложить к голове в области виска и покачать слегка головой.
Шерсть закручена в колечки. Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, средний, безымянный, мизинец (выполнять сразу двумя руками).
А играет для овечек. Имитировать игру на дудочке.
На свирели человек.
«Мы платочки постираем»
для детей 4-5 лет
Цель: Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма, развивать память.
Ход игры:
Мы платочки постираем. Пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку.
Крепко, крепко их потрем,
А потом повыжимаем,
Мы платочка отожмем. Выполнять движения «выжимать белье».
А теперь мы все платочки. Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями
Так встряхнем, так встряхнем. вверх – вниз.
А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим белье»
Мы погладим утюгом. Кулачком одной руки по ладони другой.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошки по другой.
И в шкаф положим. Положить руки на колени.
«Солнышко»
для детей 3-6 лет
Цель: Развитие чувства ритма, развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями, внимание.
Ход игры:
Выбирают водящего — солнышко (по считалочке). Остальные дети встают в круг. Солнышко стоит в кругу, все поют:
Гори, солнце, ярче! Дети водят хоровод
Лето будет жарче,
А зима теплее, Делают поклон и подходят к солнышку.
А весна милее!
Солнце говорит:
— Горячо! Догоняет детей.
Догнав ребенка, дотрагивается, ребенок выбывает из игры.
«Пирог»
Цель: Развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями, играть в команде.
Ход игры:
Выбирается водящий по считалочке. Игроки становятся в две шеренги друг напротив друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Играющие поют и показывают движения.
Экий он высокий, Руки поднимают вверх.
Экий он широкий, Руки в стороны.
Экий он мягкий. Руками гладят живот.
Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся – уводит к себе в шеренгу, кто опоздал – становится пирогом.
Игра продолжается пока интересно играть. По окончании можно взяться за руки и устроить перетягивание.
«Почта»
для детей 6-7 лет
Цель: Развивать речь, воображения, умение соотносить слова с движениями.
Материалы и оборудование: Фанты.
Ход игры:
Игра начинается с переклички водящего с игроками (первый водящий воспитатель).
— Динь, динь, динь!
— Кто там?
— Почта!
— Откуда?
— Из города!
— А что в городе делают?
Водящий может сказать, что там танцуют, прыгают, поют и т. д. все играющие должны делать то что сказал водящий. А тот, кто ошибается или плохо выполняет, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий соберет все фанты. Игроки, чьи фанты у водящего, должны выкупить. Водящий придумывает для них задания. Затем выбирается новый водящий.
«Звучащий клубок»
Цель: Знакомство с долгими и короткими звуками. Учить детей соотносить длину пропеваемого звука с определенной длиной нитки.
Материалы и оборудование: Клубок ярких толстых ниток, ножницы, фланелеграф, бумажные солнышки.
Ход игры:
1. Воспитатель разматывает клубок, тянет нитку и поет: «У –у –у». Звук обрывается — нитка отрезается ножницами и кладется на фланелеграф. Подобным образом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводит пальцем по ниточке, а дети пропевают звук в зависимости от длины нитки.
2. Отрезанные нитки дети берут в руки и становятся в ряд на некотором расстоянии друг от друга. Остальные дети идут за воспитателем цепочкой, каждый проводит по нитке и пропевает звук «у», соответствующий длине веревки.
Лесная тропинка
для детей 3-4 лет
Цель игры: научить улавливать особенности образного характера музыки и передавать его в движении.
Необходимое оборудование: музыкальные записи — русская народная мелодия «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова; «Медведь» В. Ребикова (или музыкальная пьеса Г. Галынина с тем же названием).
Ход игры.
Взрослый приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показывает им тропинку, по которой за день пробегает много разных зверей. Звучит пьеса. Дети должны изобразить того зверя, которого подсказала им музыка. Прослушав русскую народную мелодию в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька», они изображают прыгающего по тропинке зайчонка и т. п.
Примечание. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей, не только в помещении, но и на свежем воздухе.
Танец-импровизация
для детей 4 – 8 лет.
Цель игры: развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.
Необходимое оборудование: запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».
Ход игры.
В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.
Примечание. Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.
Музыкальная мозаика
Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.
Необходимое оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту), музыкальные записи.
Ход игры.
Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.
Примечание. В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома»), С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.
Концерт для клоуна
Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: развить у детей чувство ритма, стимулировать их интерес к исполнительскому искусству, развить навыки коллективного музыкального творчества.
Необходимое оборудование: заводная игрушка — клоун, запись музыки Д. И. Кабалевского «Клоуны».
Ход игры. В руках у воспитателя игрушка. От ее имени воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть с клоуном в игру. Дети садятся на ковер в круг. Воспитатель заводит игрушку и ставит ее в середину круга.
Звучит музыка Д. И. Кабалевского «Клоуны». Ребята хлопают на сильную долю, клоун медленно двигается по кругу. Музыка звучит до тех пор, пока заводу игрушки не закончится и она не остановится. Ребенок, напротив которого замерла в неподвижности игрушка, исполняет знакомую ему припевку или песенку. После исполнения своего музыкального номера он кланяется, дети аплодируют юному артисту. По желанию детей игра повторяется.
Примечание. Если под рукой нет клоуна, можно использовать любую другую механическую игрушку: цыпленка, птичку, собачку и т. п.
Удивительный концерт
Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: игра направлена на выявление и развитие творческих задатков у детей пятилетнего возраста.
Необходимое оборудование: магнитофон, музыкальная фонограмма с записью скрипичного концерта или рапсодии, пляски «Казачок», танца «Канкан», вокального дуэта.
Ход игры. Ребятам представляется возможность попробовать свои силы в качестве артистов театра. Перед игроками ставится следующая задача: мимикой, жестами озвучить стихотворение, которое читает воспитатель. Возможны вставки небольших самодеятельных номеров. Например, у аиста есть маленькая реплика; ребенок, озвучивший носорога, может прочесть известное ему стихотворение, а две девочки — «приятельницы лягушки» — исполнить для детей свои любимые частушки, и т. п.
Воспитатель объясняет детям правила игры, после чего зачитывается стихотворение и распределяются роли. Игра проводится без предварительной репетиции, все построено на импровизации.
Воспитатель (читает).
Однажды на лесной опушке
Концерт затеяли зверюшки.
Кузнец-скрипач рапсодию играл…
На импровизированную сцену выходит ребенок- «кузнечик». На воображаемой скрипке под фонограмму «исполняет» рапсодию. После выступления кланяется и садится на свое место.
Воспитатель (продолжает).
Аплодисментов вызвал шквал.
Сплясали пляску «Казачок»
Красотка-муха и сверчок.
Девочка-«муха» и мальчик-«сверчок» исполняют свой веселый танец.
Воспитатель.
Застенчивый угрюмый носорог,
Вдруг осмелев, прочел свой монолог.
Мальчик-«носорог» выразительно читает любое известное ему четверостишие или стихотворение.
Воспитатель.
Две симпатичные лягушки
Исполнили для всех частушки.
Выбегают девочки- «лягушки» и с пояснительными движениями исполняют задорные частушки.
Воспитатель.
Развеселил зверей и таракан,
С собратьями исполнил он «Канкан».
Импровизированный танец мальчиков-«тараканов» под музыку «Канкана».
Воспитатель.
Ужасно толстый бегемот
От смеха чуть не надорвал себе живот.
Мальчик, сидящий на своем месте, пантомимой изображает хохочущего бегемота.
Воспитатель.
А аист даже прослезился:
«Давно я так не веселился!..»
Другой мальчик изображает хохочущего аиста.
После этого звучат заключительные слова воспитателя.
Расходилась публика с концерта
Под звуки комариного дуэта.
Примечание. Ребята сами выбирают те роли, которые им нравятся. При желании «концертную программу» можно повторить перед родителями или детьми других групп (имеется в виду детский сад).
Музыкальные картинки
Возраст: 4—5 лет.
Цель игры: познакомить детей с творчеством П. Чайковского, пробудить у них эмоциональный отклик на классическое произведение.
Необходимое оборудование: большой лист ватмана, краски, кисточки, небольшая емкость с водой, магнитофон и кассета с записью «Вальс цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Ход игры. На полу закрепляется лист ватмана с трафаретным изображением полевых цветов. Краски и емкость с водой располагаются таким образом, чтобы не мешали детям, но в то же время были под рукой. Взрослый объясняет ребятам условие игры: прослушать музыку П. Чайковского и попытаться «раскрасить» ее в разные цвета. Дети слушают в записи «Вальс цветов» и, исходя из собственного «цветоощущения» и впечатления от звучащей музыки, раскрашивают цветы. Задача игроков: уловить «цветонастроение» музыки и перенести его на бумагу. Игра стимулирует коллективное творчество.
Примечание. После игры ватман прикрепляется к стене для того, чтобы дети имели возможность полюбоваться своей творческой работой.
Игры с бубном
Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.
Необходимое оборудование: бубен.
Ход игры. Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.
♦ Ну-ка, детки, все ко мне,
Да не стойте в стороне!
Расскажу я вам потешки
Со стихами вперемешку.
♦ Как у наших у ворот
Удивляется народ:
Комар в бубен бьет,
С комарихою поет.
♦ Тут такие чудеса —
С решетом пришла лиса.
Стала воду носить,
Хвостом тесто месить.
♦ А за нею — серый волк,
В пирогах он знает толк.
Волк лисичке помогает,
Тесто в решете мешает.
♦ Из лесу медведь ревет,
Кадку меда он несет:
«Заходи, народ честной,
Будет пир у нас горой!»
♦ Я на том пиру была,
Мед из кадки пила.
Песни пела,
Пироги ела.
До ночи плясала,
Пока не устала.
Как луна взошла,
Я домой пошла.
Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).
Примечание. В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.
Игра с дождём
Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: развить импровизационные навыки у детей; поощрить наблюдательность и воображение.
Необходимое оборудование: музыкальное произведение С. Майкапара «Дождик».
Ход игры. Воспитатель знакомит ребят с музыкальным произведением. Задача игроков — хлопками попытаться с максимальной точностью повторить ритмический рисунок пьесы. После прослушивания и анализа музыкального произведения руководитель предлагает ребятам повторить пьесу следующим образом: напевая «про себя» мелодию, простучать ее ритмический рисунок. В игре побеждает тот, кто наиболее точно сумеет это сделать.
Примечание. Можно предложить ребятам коллективно сочинить слова, по смыслу и по ритму подходящие к музыке. Во время исполнения пьесы эти слова пропеваются детьми. Например, слова могут быть примерно такого содержания:
Как, кап, кап,
Буль, буль, буль —
Капают дождинки.
Кап, кап, кап,
Буль, буль, буль —
Словно серебринки.
Мячики
Возраст: 4—5 лет.
Цель игры: развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.
Необходимое оборудование: музыкальная запись.
Ход игры. Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.
На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.
Примечание. В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.
Эхо
Возраст: 4—5 лет.
Цель игры: развить музыкальный слух и чувство ритма у детей.
Необходимое оборудование: набор карандашей.
Ход игры. Ребята располагаются за столами. У каждого в руке карандаш. Воспитатель спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить прослушанный ритмический рисунок, то есть обратным концом карандаша простучать его по поверхности стола. Воспитатель показывает детям, как это делается: кончиком карандаша выстукивает простой ритм, и ребята должны тут же по очереди все повторить.
Выигрывает тот, кто успешно справится со всеми предложенными заданиями. Победитель получает звание самого музыкального ребенка группы.
Примечание. При повторении игры задание может быть несколько изменено: за стол воспитателя садится ребенок и задает остальным детям свои ритмические рисунки, которые тоже должны быть точно повторены игроками.
Игра с зайкой
Возраст: 4—5 лет.
Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента).
Необходимое оборудование: бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц.
Ход игры. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой.
Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.
Зайка-зайчик,
Серенький кафтанчик.
Розовенький носик,
Коротенький хвостик.
Любит заинька плясать,
Мы же любим поиграть…
Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах. Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.
Ну-ка, зайка, попляши, попляши,
Свою удаль покажи, покажи.
Лапками прыг-прыг,
Ушками дрыг-дрыг.
В бубны весело мы бьем,
Зайке песенку поем…
Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.
Вот и пляске конец.
Ай да зайка! Молодец!
Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте.
Угадай, кто идет
Возраст: 4 — 5 лет.
Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».
Ход игры. «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.
Добавить комментарий